Все производители линейных подшипников говорят, что следует использовать "фирменную" пластичную смазку.
Это оставим в сторонке. Тут главная причина: производитель не будет рекомендовать смазку стороннего производителя, поскольку не контролирует ее качество (а отвечать-то за него придется, поскольку рекомендацию дал). "Фирменная" смазка, производимая сторонним нефтехимзаводом по контракту и проходящая через свой ОТК - вот тут уже за качество отвечать можно со спокойной душой.
Так что в "мажьте чем попало" всегда содержится подтекст вроде "вообще-то оно и без смазки работать будет, только скрежетать погромче начнет..."
А с шариками так и не понял. На мой взгляд обычно себя вести будут. Проскальзывать будут из-за высокой густоты что-ли?
Нет. Самое уязвимое место в гайке ШВП или в шариковой каретке, с повышенным трением - зона перехода шарика из рабочей канавки в "возвратную". В малонагруженных быстроходных ШВП нарушение профиля этого перехода, приводящее к нарушению циркуляции шариков и заклиниванию гайки - одна из самых частых причин отказа по износу. А если в этом месте добавить еще и излишнего вязкого трения, слишком густой смазкой - нагрузка на переход возрастает, износ ускоряется.
Так что для нашего случая (довольно-таки быстроходные и относительно мало нагруженные ШВП и каретки) желательно выбирать смазку пожиже (т.е. с меньшим значением индекса по NLGI / EP). Но с как можно более высокой нагрузкой сваривания (высокими антизадирными свойствами, определяемыми не только базовым маслом и загустителем, но и пакетом присадок) - а то ведь при "выборе по одному критерию" можно и до "веретенки" докатиться...
Литол-то не подходит? Пылевыделением?
Кстати, с налипанием пыли у Литола тоже немало проблем. Слишком сильно "потеет" жидким маслом.
Наглядно видишь это, когда вскрываешь упаковку смазки. Открываю литровую пластиковую банку "Литола-24" - поверх густой смазки собралась маленькая лужица масла с вязкостью, как у трансмиссионки. Тут же вскрываю тубу с Mobilube XHP222, купленную более 3 лет назад и все это время простоявшую рядом с Литолом на гаражной полке - никаких намеков на выделение жидкого масла по поверхности.
Но проблема "потения" у EP-0 или -00 будет выражена еще больше, чем у Литола. Так что на нее можно наплевать и забыть.