soundrecord
► VST / Сведение / Мастеринг
13 апр 2015 в 20:17
Параллельные квинты
Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».
Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.
Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.
В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:
Понять принципы гармонического движения в произведении.
Научиться гармонизовать мелодию с помощью изученного набора средств.
Научиться гармонизовать бас.
Научиться определять на слух типы аккордов и типы их движения.
Научиться играть последовательности аккордов.
Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.
До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.
При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.
Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.
Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.
Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:
Прямое движение, при котором голоса двигаются в одну сторону. Движение, в котором сохраняется интервал, называется параллельным.
Противоположное, при котором голоса двигаются в разные стороны.
Косвенное движение, при котором один голос движется, а другой стоит на месте.
В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.
По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.
К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере самостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.
К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.
Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.
Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.
Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.
Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.
Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.
Понравилось 188 людям
188 28
Павел Иванов
Два табу детства: параллельные квинты и деление на ноль.
13 апр 2015
3
Тарас ФіявчукПавлу
но в конце концов оказывается, что можно делать и то, и другое
13 апр 2015
6
Виктор Шириков
Ну не знаю-не знаю... Много спорных моментов. Что касается развития многоголосного склада, то тут уместнее говорит о полифонии, а не о гармонии в современном ее значении. А там-то как раз применение диссонансов очень строго "дозировалось" - они обязательно должны быть проходящими, вспомогательными и тд. Особенно это актуально для эпохи строгого письма.
А что касается параллельностей, то мне встречалось в одном классическом учебнике такое объяснение: будь то квинта, или октава, это так сказать "пустые интервалы", то есть они не несут никакой окраски - квинта без терции - не является ни мажорной, ни минорной. Таким образом, совершая движение квинтами или октавами, мы нарушаем функциональную устойчивость аккордов. Объяснение, конечно, весьма условное, чем немало меня позабавило в свое время))
13 апр 2015
Павел ИвановТарасу
Тарас, с другим проблема: разделив на бесконечно малое получаем бесконечно большое, смысла никакого...Впрочем это совсем другая история.
13 апр 2015
Дима Инживатов
А может кто-нибудь посоветовать годные современные учебники?
13 апр 2015
5
Дима Пахомов
Современная эстрадная музыка и классическая гармония - это часто несоотносимые друг с другом вещи.классический блюз - субдоминанта после доминанты. что запрещено. Большинство рок н рольных гитарных рифов и аккомпаниментов - паралельные квинты.
13 апр 2015
DELETED
такое чувство, что (многие) учебники и гайды по теории музыки пишут дегенераты для дегенератов. музыкант сам не слышит и не понимает, что он делает, что ли?
13 апр 2015
Дима ПахомовDELETED
Кода ты сидишь с гитарой - то все просто, да. А когда ты пишешь симфонию на оркестр и на дворе девятнадцатый век - тоже по слуху все писать?))
13 апр 2015
DELETEDДиме
Дима, нет, ноты рисовать. но для этого вовсе не нужно знать эту якобы теорию, которая в 95% случаев не учит, а вводит в заблуждение
13 апр 2015
Дима ПахомовDELETED
В 95% она как раз учит. Просто музыка это сложная профессия и ей невозможно научиться прочитав гайд, тем более теорию. Говорю как музыкант с образованием.
13 апр 2015
3
DELETEDДиме
так и я о том же. практика, и только практика. что такое муз. теория? рефлексия того, что наработано на практике, не более (муз.акустика, муз.психология- другое дело). и она не должна навязывать свои каноны, а она это как раз делает
13 апр 2015
Дима ПахомовDELETED
Теория музыки это физика звука. Нет никаких канонов, все обусловленно просто природой звуков. А различные правила типа паралельных квинт - основаны на нормах принятого в те времена звучания. А практика без теории - работает для некоторой музыки, но для очень небольшой ее части. Это как программирование - без теории вряд ли что получится. музыка это та же математика.
13 апр 2015
2
DELETEDДиме
Дима, >Теория музыки это физика звука
ясно, дальше можешь не продолжать
14 апр 2015
4
Николай Прохоров
Вы оба лучше покажите свои два лучших трека и будет понятно кто умничает по делу

14 апр 2015
1
Дима Инживатов
Уже который раз прошу в местных тредах, чтобы скинули материалы, а никто ничем не делится. Только умничать умеют.
14 апр 2015
1
Виктор ШириковДиме
Что именно вас интересует?
14 апр 2015
Дима Инживатов
Современные учебники по гармонии в которых доходчиво, с учетом современных тенденций, изложен предмет.
14 апр 2015
DELETEDНиколаю
Николай, без сопливых разберемся
14 апр 2015
Николай ПрохоровDELETED
Иоанн, ути батюшки злые какие ^^
14 апр 2015
Артём КолпаковДиме
Дима, Гуляницкая "Введение в современную гармонию", Холопов "Практическая гармония", "Теоретическая гармония", Цтирад Когоутек "Техника композиции в музыке 20-го века".
До прочтения конечно лучше знать классическую гармонию, но в принципе можно и так попробовать почитать.
14 апр 2015
Артём КолпаковДиме
Дима, уже в начале бригадного учебника дается вариант употребления субдоминанты после доминанты. После прочтения и изучения всего учебника становятся известными еще несколько вариантов

)) Ну и не забывайте, что джаз и блюз подверглись теоретизации гораздо позже классической гармонии.
А параллельные квинты - довольно древняя и употребительная тема. Просто в какое-то время это посчитали излишне архаичным и отказались в угоду каким-то теоретическим веяниям.
14 апр 2015
Дима Инживатов
Артем, большое человеческое спасибо! В гармонии и построении композиции я шарю очень слабо, вот и хочу наработать аппарат. Пытался читать учебники разные до этого, но быстро их забрасывал. Может те, которые вы посоветовали будут более доступными для меня.
14 апр 2015
Артём КолпаковDELETED
Иоанн, 99% композиторов просто перебирают старые шаблоны. Для того, чтобы найти что-то новое и оформить должным образом желательно знать теорию. Теория позволяет не тыкаться по миру звуков как слепому котенку, а искать вполне конкретные вещи.
14 апр 2015
Павел Иванов
Я бы не согласился на счёт 99% композиторов. Современная академическая музыка так усложнилась, что неподготовленному слушателю её очень сложно воспринять, и творчество Альфреда Шнитке, к примеру, это только пионерские зорьки на фоне того, в какие дебри лезут современные академические композиторы. Чтобы не быть голословным рекомендую найти сообщество в вк "современная академическая музыка" и попробовать на вкус контент.
15 апр 2015