Никакой теории.Только практика.Личный,как грится,опыт.
1.Есть такие люди - "мозгойэпущие странники". Это страшные люди.Надо ему доску отпилить(предположим).Вместо того,чтобы взять инструмент и отпилить - он будет ходить по мастерским и предприятиям(от гаражных мастерских до самолётостроительных заводов) и просить отпилить.ИзЪэпёт всем все мозги.Времени на это потратит значительно больше,чем освоить любое столярное кунфу и отпилить самому.И не приведи господь ему чем-то помочь.После этого вы обречены.И поуйх,как вы ему это сделали.Вообще поуйх.Хоть за небольшую денежку,хоть бесплатно(в момент странного порыва человеколюбия),повторюсь - поуйх. Всё. Вы влипли. Он будет полчаса рассказывать,что вокруг все ипдорасы и никто ему не помог,что "вона,тама,за забором" с него за это просили мильён и т.д. и т.п. Плюс к этому, он объявляет вам, что теперь вы ему друг(почти родственник) навсИгда,что и сам придёт и знакомым порекомендует(ипать,радость ) и в следующий раз в коньяке утопит и детям велит за здравие ваше свечки ставить.Если повадится - саипётесь слушать,ибо посидеть-поипзеть-попитьчаю,он не просто профессионал - он виртуоз.Страшные люди,короче говоря.
2."Целеустремлённые ёжики" - бывают разной степени тяжести.Как правило - молчаливы и сосредоточены.Делают смехотворный заказ и потом долго-долго сворачивают кровь,что что-то не так(в 99.9% их косяк) и надо переделать(разумеется - бесплатно),либо "он как-то не так себе это представлял",иначе "ипздецвсемивсему".
3."Выручайнетохана" - тоже разной степени тяжести бывают.От проворовавшихся прорабов с прижжёной зиопой, до действительно людей в попандосе.По теории вероятности,попадают все в неприятности. Тут уж личное дело каждого:помогать,или нет. От сроков,до сумм.А когда попадалово,то нет либо денег,либо времени.Классика,ёптить.
4."Я хочу такую штуку.Именно такую штуку." - делятся на две категории.Либо это натурально упоротый своими идеями изобретатель(я сам такой ).Либо это человек,которого не особенно волнует заказ вообще.Ему главное - сделать так,как сказали(чтобы после крайним не сделали).Если и торгуются,то без энтузиазма.Схема работы "дал-взял-отвалил".
5."Мнетутвотвотэтовот" - это, порой, страшнее пункта 1.Люди с горящими глазами и листиком в клеточку(на котором, кроме 58 линий сгиба, есть ещё чИртёж карандашиком).На то,чтобы понять,что хочет субъект - надо потратить годы.Он будет долго рассказывать,что это такая штука,которая стоит в той штуке,которая делает эти штуки.Сопровождая это гневными возгласами "вы что,меня не понимаете?!?!".После того,как вы потратили на него двадцать лет жизни и,таки,спроектировали ему межгалактический корабль - он очень удивится,что это стоило больше $3,ибо "у меня бюджет".Короче говоря: вынесет мозг и спрыгнет.Тоже классика.Хотя,в ряде случаев - просто способ получить что-то бесплатно и уйти с эскизом "я дома покажу - как жена скажет,так и будет".
6."нИпризнанные гении",или "искатели партнёров".Первый признак - горящие глаза и речевой фонтан изобилия.Основная идея многословного объяснения - "мне сейчас одну бесплатно,а потом я миллион штук закажу по цене золота". Скучно.
7."Хитрожоперы" - как правило,из серии "накапайте мне поллитра коньяка".Тоже скучно.
8."Человек-праздник" - приятный в общении тип,который не вызывает рвотного рефлекса попытками быть ушлым.Если и торгуется,то просто потому,что "так принято".Но совсем немного и чисто для поддержания разговора.Разбирается в работе и ценах.Всё проходит спокойно.Редкий тип заказчика.
9."Вреднаясволочь" - редко,но бывает.Я сам в чертовщину всякую не верю,но бывает такое,что "заказ не идёт".Кто сталкивался - поймёт.Остальные - не вникайте.
Думаю всё таки должно быть разграничение четкое по тому, что мы делаем, что не делаем и за сколько делаем это, и за сколько это, иначе работать не возможно...
Бесполезно.Чем больше пояснений "что мы делаем,за сколько и пр." - тем больше шансов,что клиент пойдёт по принципу "мне проще манагера спросить".
Первое,что приходит на ум:
Если есть наследники,которых нужно вовлечь в "семейное предприятие" - дать ему угол и маленький станок.Пусть развлекается.На заказчиках еболоквак.Опыту будет - просто ужас. От скоростного составления уп,до опыта человеческого общения.Ибо ничто так не закаляет,как много мелких заказов.
Обозначать минималку - дело хлопотное и тоже не исключает длительных разговоров.Ибо фиксированных расценок нет и пр. и пр.