Что лучше - ШВП или шестерня-рейка (расческа)?
Автор
Valerius
, 14 Мар 2010 00:25
ШВП шестерня-рейка Ликбез для новичка
Сообщений в теме: 149
#41 OFFLINE
Отправлено 23 Июль 2010 - 03:31
Лично мне не совсем понятен принцип построения безлюфтовых реечных передач.
Если с ШВП все ясно - конструкция проста и гениальна, натянули шары с разных сторон винта и убрали люфт..
Шестерню же всегда считал верхом неточности - поверхность зубьев расчитывается таким образом чтобы зацепление происходило в одной точке и эта точка перекатывалась при вращении шестерни - таким образом трения скольжения в шестерне не происходит и она изнашивается крайне медленно - только качение.
В общем, получается точка контакта в шестерне ВСЕГДА ОДНА. И соответственно НЕТ НАТЯГА и ВСЕГДА БУДЕТ ЛЮФТ.
Может я чего-то не понимаю, подскажите вумные книжки по современным реечным передачам? Каким образом люфт убирают?
Если с ШВП все ясно - конструкция проста и гениальна, натянули шары с разных сторон винта и убрали люфт..
Шестерню же всегда считал верхом неточности - поверхность зубьев расчитывается таким образом чтобы зацепление происходило в одной точке и эта точка перекатывалась при вращении шестерни - таким образом трения скольжения в шестерне не происходит и она изнашивается крайне медленно - только качение.
В общем, получается точка контакта в шестерне ВСЕГДА ОДНА. И соответственно НЕТ НАТЯГА и ВСЕГДА БУДЕТ ЛЮФТ.
Может я чего-то не понимаю, подскажите вумные книжки по современным реечным передачам? Каким образом люфт убирают?
#42 OFFLINE
Отправлено 23 Июль 2010 - 09:18
Наступлю на грабли Попробую рассказать про рейки и винты.Но,сразу оговорюсь,продолжать дебаты не стану.
Итак:Рейка хороша скоростью,но точности не даёт(что бы кто не говорил,сравнивать по точности швп и рейку нельзя.Есть, конечно, всякие косозубые чудеса,но это страшно дорого).В обычной рейке,которые ставятся на "китайцев" люфт от 0,05 до 0,2 при хорошем раскладе.Устранение люфта в рейке дело интересное.Разные способы есть.Рассмотрим некоторые:Первый(неправильный),это "загнать" шестерню в рейку по самое "не хочу".Помогает не на долго,так как ведёт к повышенному износу пары.Второй(сложный) пытаться сделать так называемую "разрезную" безлюфтовую шестерню(смотрите в инете,примеров масса),эффективно,но технически сложно.Третий(сомнительный) поставить рядом с ведущей шестерней "шестерню паразита"(термин не научный),т.е. ставится ещё одна шестерня рядом с ведущей и выполняет роль "компенсатора люфта"... при правильной настройке должно работать(наверное).Такой вариант,кстати,применён на новых биверах,вроде бы... Подчеркиваю ещё раз,что речь о рейках китайского производства.(зато станки на рейках и шд летают, как ненормальные)
Рейки хороши для д/о станков и плохи для любителей "ловить микроны".Что и видно по рынку китайских станков.
ШВП:швп,они,разные бывают!Точные швп(о которых так мечтают строители самодельных станков) стОят бабосов лютых.Но, можно избавиться от люфтов, поставив две гайки "лоб в лоб" и стянув их винтами(даже гайки специальные для этих целей есть).Есть ещё коварный показатель точности на 300мм... И ещё есть наука метрология... И температурные деформации... И возможность измерить заявленную точность(которой так часто попросту нет у некоторых умников,пытающихся рулеткой померить 0,001мм).
Мораль.
Если Вы строите или приобретаете д/о станок(китайский на рейках), не надо питать иллюзий по поводу точности, 0,2-0,3 предел для длинных деталей(Вам всё равно не чем это измерить и тревогу вызывают погрешности от 0,5 и дальше,смотрите правде в глаза).
Если Вы хотите использовать швп,то:попрощайтесь со скоростью и грейте себя иллюзией,что Ваш станок неимоверно точен.
Если Вы спроектировали станок с направляющими и швп не хуже бош рексрот, чугунной станиной, собираетесь обрабатывать металл,и понимаете зачем Вам это нужно,то Вы вряд ли дочитали мои бредни даже до середины,честь Вам и слава!
Итак:Рейка хороша скоростью,но точности не даёт(что бы кто не говорил,сравнивать по точности швп и рейку нельзя.Есть, конечно, всякие косозубые чудеса,но это страшно дорого).В обычной рейке,которые ставятся на "китайцев" люфт от 0,05 до 0,2 при хорошем раскладе.Устранение люфта в рейке дело интересное.Разные способы есть.Рассмотрим некоторые:Первый(неправильный),это "загнать" шестерню в рейку по самое "не хочу".Помогает не на долго,так как ведёт к повышенному износу пары.Второй(сложный) пытаться сделать так называемую "разрезную" безлюфтовую шестерню(смотрите в инете,примеров масса),эффективно,но технически сложно.Третий(сомнительный) поставить рядом с ведущей шестерней "шестерню паразита"(термин не научный),т.е. ставится ещё одна шестерня рядом с ведущей и выполняет роль "компенсатора люфта"... при правильной настройке должно работать(наверное).Такой вариант,кстати,применён на новых биверах,вроде бы... Подчеркиваю ещё раз,что речь о рейках китайского производства.(зато станки на рейках и шд летают, как ненормальные)
Рейки хороши для д/о станков и плохи для любителей "ловить микроны".Что и видно по рынку китайских станков.
ШВП:швп,они,разные бывают!Точные швп(о которых так мечтают строители самодельных станков) стОят бабосов лютых.Но, можно избавиться от люфтов, поставив две гайки "лоб в лоб" и стянув их винтами(даже гайки специальные для этих целей есть).Есть ещё коварный показатель точности на 300мм... И ещё есть наука метрология... И температурные деформации... И возможность измерить заявленную точность(которой так часто попросту нет у некоторых умников,пытающихся рулеткой померить 0,001мм).
Мораль.
Если Вы строите или приобретаете д/о станок(китайский на рейках), не надо питать иллюзий по поводу точности, 0,2-0,3 предел для длинных деталей(Вам всё равно не чем это измерить и тревогу вызывают погрешности от 0,5 и дальше,смотрите правде в глаза).
Если Вы хотите использовать швп,то:попрощайтесь со скоростью и грейте себя иллюзией,что Ваш станок неимоверно точен.
Если Вы спроектировали станок с направляющими и швп не хуже бош рексрот, чугунной станиной, собираетесь обрабатывать металл,и понимаете зачем Вам это нужно,то Вы вряд ли дочитали мои бредни даже до середины,честь Вам и слава!
Все замечания и нравоучения носят исключительно юмористический характер.Ни коим образом не затрагивают честь и достоинство собеседника облезлого Кота с форточки.
Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
#43 OFFLINE
Отправлено 23 Июль 2010 - 11:50
ЗачОт!
Лучше и не скажешь!
Лучше и не скажешь!
#44 OFFLINE
Отправлено 23 Июль 2010 - 11:59
Прекрасно подвел итог под этой темой!!!!
Лужу, паяю, станки ЧПУ починяю....
Еще частенько здесь болтаю: Телеграм сообщество ЧПУшников: t.me/cncunion
#45 OFFLINE
Отправлено 23 Июль 2010 - 13:48
А здесь уточнение хотелось бы: если взять ШВП с шагом 32, 40 или 50 мм и сдвоенной гайкой, то будет и скорость и точность, так кстати и делают в современных обрабатывающих центрах, но стоить такая ШВП будет РЕАЛЬНО как китайский станок 1500х1500 на рейках и шестернях.Если Вы хотите использовать швп,то:попрощайтесь со скоростью и грейте себя иллюзией,что Ваш станок неимоверно точен.
#46 OFFLINE
Отправлено 27 Июль 2010 - 17:01
'yaso73' пасиб, лучше грабли обозначить почетче, а то многие огребут
Всетаки ШВП хороша на малых размерах и при больших усилиях.
А длинному порталу, вращать толстую тяжелую колбасу ШВП не камильфо
Оптимально для больших - рейка да сервопривод помощней или ШД с хорошим тяговым усилием (по цене наверно равнозначны но сервопривод получше будет)
Всетаки ШВП хороша на малых размерах и при больших усилиях.
А длинному порталу, вращать толстую тяжелую колбасу ШВП не камильфо
Оптимально для больших - рейка да сервопривод помощней или ШД с хорошим тяговым усилием (по цене наверно равнозначны но сервопривод получше будет)
Сообщение отредактировал glaz: 27 Июль 2010 - 17:03
#47 OFFLINE
Отправлено 27 Июль 2010 - 17:49
А зачем вращать такую тяжелую штуку? Можно повращать гайку...А длинному порталу, вращать толстую тяжелую колбасу ШВП не камильфо
"Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают."
Платон.
Платон.
#48 OFFLINE
Отправлено 28 Июль 2010 - 02:31
Представляю стоимость станка на чугуне и с рексротом
Это надо ОЧЕНЬ ТОЧНО знать что делаешь ))
Это надо ОЧЕНЬ ТОЧНО знать что делаешь ))
#49 OFFLINE
Отправлено 16 Август 2010 - 14:22
yaso73
Спасибо за подробный развернутый ответ!
Действительно, две шестерни с механизмом натяга дадут две точки контакта и люфт можно поуменьшить.
Кстати насчет ШВП я тоже был удивлен разобрав купленного китайца и увидев одну гайку без всяких механизмов натяга. Долго искал в ней зубчики механизма дифференциального натяга.. ))
Так что люфт в ней зависит от фазы луны при изготовлении...
Спасибо за подробный развернутый ответ!
Действительно, две шестерни с механизмом натяга дадут две точки контакта и люфт можно поуменьшить.
Кстати насчет ШВП я тоже был удивлен разобрав купленного китайца и увидев одну гайку без всяких механизмов натяга. Долго искал в ней зубчики механизма дифференциального натяга.. ))
Так что люфт в ней зависит от фазы луны при изготовлении...
#50 OFFLINE
Отправлено 16 Август 2010 - 16:28
В ШВП люфт зависит от правильности подбора диаметра шариков, обеспечивающего преднатяг...
Лужу, паяю, станки ЧПУ починяю....
Еще частенько здесь болтаю: Телеграм сообщество ЧПУшников: t.me/cncunion
#51 OFFLINE
Отправлено 16 Август 2010 - 17:21
Но шарики на заводе подобраны уже! Люфт в таком случае должен быть минимальным.
Сегодня я разбирал ШВП на SF3030 все проклял - вывалилось 30 шариков - 3 часа сидел этот конструктор на литоле собирал - остается непонятным - куда деваются люфты в этом механизме(чуть шарик не на своем месте , сразу клинит)
Сегодня я разбирал ШВП на SF3030 все проклял - вывалилось 30 шариков - 3 часа сидел этот конструктор на литоле собирал - остается непонятным - куда деваются люфты в этом механизме(чуть шарик не на своем месте , сразу клинит)
Жизнь надо прожить так, чтобы Дьявол был доволен, а Бог особых претензий не имел.
Теперь я freelancer , кому что нужно - стучитесь в скайп ingener20092
Теперь я freelancer , кому что нужно - стучитесь в скайп ingener20092
#52 OFFLINE
Отправлено 16 Август 2010 - 22:38
Странно - обычно ШВП-шки собираются без проблем и шустренько....
Лужу, паяю, станки ЧПУ починяю....
Еще частенько здесь болтаю: Телеграм сообщество ЧПУшников: t.me/cncunion
#53 OFFLINE
Отправлено 27 Август 2010 - 01:04
Насчет расчески и ШВП, как бы все ясно. Объясните, что такое линейный привод и является ли он лучшим?
#54 OFFLINE
Отправлено 20 Сентябрь 2010 - 08:31
Видимо так:
Великолепное решение, думаю - самое перспективное в дальнейшем развитии портальных перемещений, не считая стальных ремней.
#55 OFFLINE
Отправлено 21 Сентябрь 2010 - 06:14
Увы,нет.Только теоретически(при условии,что ремень не растягивается совсем).На итальянских обрабатывающих центрах используют вращающуюся гайку(консольная конструкция).А на более мощных(портальных) используют косозубую рейку с одной стороны портала.А вторая сторона портала просто опорная(за счёт использования линейных перемещений высокого качества и ааапсалютно отличной от китайцев конструкции портала, портал не перекашивает).Но,теоретически,синхронизация ремнём заманчива.Великолепное решение, думаю - самое перспективное в дальнейшем развитии портальных перемещений, не считая стальных ремней.
P.S. Зарекался же не продолжать...
Все замечания и нравоучения носят исключительно юмористический характер.Ни коим образом не затрагивают честь и достоинство собеседника облезлого Кота с форточки.
Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
#56 OFFLINE
Отправлено 21 Сентябрь 2010 - 09:38
Мы живем в реальном мире, а не теоретическом... все сжимается и растягивается ... вопрос на сколько, и как это влияет на конечный результат
А на космическом корабле то что твориться....
При чем тут итальянский обрабатывающий центр? В данном случае (на картинке) мнение о решении в приводе портала 3D фрезерного станка, насколько я понимаю для малого бизнеса...
Обосную, из своего опыта, преимущества данного решения:
1. Высокая точность, присущая ШВП
2. Высокая скорость, которую можно достичь при вращающейся обойме, а не червяке
3. Отсутствие перекоса портала, существующее при использовании одного червяка
4. Требуется почти вдвое меньшая установленная мощность и вдвое меньше эл. компонентов (на данную ось), по сравнению с отдельным приводом каждого червяка
5. Отсутствие перекоса портала, вызываемого потерей синхронизации при отключенных двигателях, и при работе в случае применения серводвигателей (для привода на каждый червяк)
А на космическом корабле то что твориться....
При чем тут итальянский обрабатывающий центр? В данном случае (на картинке) мнение о решении в приводе портала 3D фрезерного станка, насколько я понимаю для малого бизнеса...
Обосную, из своего опыта, преимущества данного решения:
1. Высокая точность, присущая ШВП
2. Высокая скорость, которую можно достичь при вращающейся обойме, а не червяке
3. Отсутствие перекоса портала, существующее при использовании одного червяка
4. Требуется почти вдвое меньшая установленная мощность и вдвое меньше эл. компонентов (на данную ось), по сравнению с отдельным приводом каждого червяка
5. Отсутствие перекоса портала, вызываемого потерей синхронизации при отключенных двигателях, и при работе в случае применения серводвигателей (для привода на каждый червяк)
Сообщение отредактировал halkru: 21 Сентябрь 2010 - 09:47
#57 OFFLINE
Отправлено 21 Сентябрь 2010 - 10:28
Всё так.
У каждой схемы свои плюсы и минусы.
А на космическом корабле то что твориться....
Вот только разогнать эту конструкцию на шаговике (бюджетный же вариант),пункт 2,Вашего поста,сложно будет.Если только применять швп с шагом от 25,или сервопривод.А ещё вибрация ремня при увеличении габаритов портала.
Про отсутствие перекоса портала - полностью согласен.
Предлагаю мировое соглашение:как вариант изготовления в частном случае - очень даже.Честь и слава этому самодельщику.
А как "самое перспективное в дальнейшем развитии портальных перемещений",что-то не совсем...
С уважением,Сергей.
У каждой схемы свои плюсы и минусы.
А на космическом корабле то что твориться....
Вот только разогнать эту конструкцию на шаговике (бюджетный же вариант),пункт 2,Вашего поста,сложно будет.Если только применять швп с шагом от 25,или сервопривод.А ещё вибрация ремня при увеличении габаритов портала.
Про отсутствие перекоса портала - полностью согласен.
Предлагаю мировое соглашение:как вариант изготовления в частном случае - очень даже.Честь и слава этому самодельщику.
А как "самое перспективное в дальнейшем развитии портальных перемещений",что-то не совсем...
С уважением,Сергей.
Все замечания и нравоучения носят исключительно юмористический характер.Ни коим образом не затрагивают честь и достоинство собеседника облезлого Кота с форточки.
Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
#58 OFFLINE
Отправлено 21 Сентябрь 2010 - 12:43
Вот только разогнать эту конструкцию на шаговике (бюджетный же вариант),пункт 2,Вашего поста,сложно будет.Если только применять швп с шагом от 25,или сервопривод.А ещё вибрация ремня при увеличении габаритов портала.
Я бы сказал, решение далеко не бюджетное для серийного производства, даже надо сказать для потребителя, при производстве таковых, тк обладает рядом неоспоримых преимуществ перед существующими, что не может быть дешевым
Рассматривать надо комплексно, а не выдирая какой-то кусочек из общего... хорошо, можно добавить п.6 - при прочих равных условиях
А что значит разогнать на шаговике проблема? Будет как на рейках (скорость), без их недостатков ...
Какая проблема с шаговыми двигателями? В данном случае это касается только мощности последнего.. просто при ее увеличении цена комплекта шагового привода приближается к комплекту DC серво (с аналогичными характеристиками)
ШВП как раз можно применить наиболее ходовые и бюджетные тсказать , т.к. передаточное число можно легко отрегулировать диаметром передаточных шестерен двигателя и ШВП на этапе проектирования.
По поводу ремня.. почему там должны быть вибрации? это не приводной клиновидный ремень стиральной машины вятка-автомат..
В настоящее время зубчатый приводной ремень - технологичное изделие (если их еще 15 лет назад стали применять в ГРМ ДВС), с армированием лавсаном, стекловолокном и пр., даже в поставляемых лазерных станках полиуретановый ремень армирован стальным кордом, да и есть много простых способов борьбы с резонансом в таком приводе...
Чего-то разошелся... на самом деле мы на основе проведенного анализа рынка и пр. еще два года назад подготовили проект 3D станка для производства, и многочисленные комбинации и варианты конкурентного преимущества привели нас к почти такой модели ...
Поэтому, не сочтите за занудство... просто тема близка
#59 OFFLINE
Отправлено 21 Сентябрь 2010 - 20:03
Видел на одной из выстовок на Хивиновском стенде ШВП (действующая модель), которая гоняла метра четыре в секунду (под реальную скоростную обработку). Про привод к ней расказывать не буду, даже не посмотрел, но при нормальном подходе и виденном, думаю реализовать можно (там, кстати именно гайка крутилась и ШВП на память было миллиметров восемдесят-сто в диаметре с громадным шагом винта, а это побыстрее рейки должно быть). По чесному, реализовать (чтобы прилично работало) движение портала в полтора два метра (и весом, соответственным) одним мотором с передачей через ремень практически невозможно (если это конечно не самодельная и медленная игрушка).
Знаю технику безопасности как свои три пальца.Эксперт - это существо, которое перестало мыслить, ибо оно знает!В мире еще много граблей, на которые не ступала нога человека.
Пожалуйста! Исправляйте мои глупые ошибки (но оставьте мои умные ошибки)!
Пожалуйста! Исправляйте мои глупые ошибки (но оставьте мои умные ошибки)!
#60 OFFLINE
Отправлено 23 Сентябрь 2010 - 06:54
Проблема в моторе? в ремне? или этого не может быть, потому что этого не может быть никогда... ?
По честному - или аргументы, или это кухонный разговор ...
По честному - или аргументы, или это кухонный разговор ...
Сообщение отредактировал halkru: 23 Сентябрь 2010 - 06:54
Темы с аналогичным тегами ШВП, шестерня-рейка, Ликбез для новичка
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных