ставлю палец между гайкой и винтом и другой рукой двигаю каретку и чувствую и вижу люфт
"Дас ист фантастиш..."
Ну что сказать... ШВП вместе с гайкой снимать, и "в поликлинику для опытов" на верстак для окончательной проверки и принятия решения о ремонте/замене. Гонять гайку по всей длине винта и сравнивать люфт на разных участках, чтобы понять, только гайка убита, или винт тоже под замену просится. Вполне может быть, что гайка уже не шариками, а только концевыми нейлоновыми кольцами-заглушками на канавку винта опирается.
На месте, в станке, не поймешь, почему на краях винта люфт отсутствует, а на середине сильно люфтит - мешают несоосности полукустарной сборки китайского станка, из-за которых гайка может получать боковой натяг ближе к опорам винта.